ЭНИМС
ЭНИМС
Экспериментальный
научно-исследовательский институт
металлорежущих станков
(495) 955-52-01

Новости

20.03.2012 Опубликована статья "МНОГОПРОХОДНОЕ СТРОГАНИЕ С УПРАВЛЯЕМЫМ ДВИЖЕНИЕМ РЕЗЦА" Подробнее...

16.03.2012 МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «НАНОШПИНДЕЛЬ» Подробнее...

11.01.2012 Производство и продажа высокоскоростных комплектных электрошпинделей по лицензии фирмы IBAG Switzerland AG Подробнее...

Все новости

Историческая справка. 1945-1976 г.г.

1945-1976 г.г. Разработка общих вопросов станковедения, подчиненная основным задачам, возникавшим перед отраслью: расширение типажа станков, переход на скоростное резание, повышение жесткости и виброустойчивости, развитие тяжелого и прецизионного станкостроения, обеспечение надежности и долговечности, развитие автоматизации, станков с ЧПУ и т.д.

В 1945 г. была выпущена книга «Расчеты деталей станков», ставшая настольной для конструкторов в различных отраслях машиностроения, в 1952-1953 г.г. «Табличные расчеты деталей станков», в 1957 г. «Расчеты при модернизации станков». Коллектив ЭНИМС разработал разделы энциклопедии «Машиностроение», посвященные металлорежущим станкам (т.9 под ред. В.И. Дикушина, М.1949). Этот том получил широкое признание у нас в стране и за рубежом.

Вопросы расчета и конструирования станин и корпусных деталей, важные для станкостроения, были освещены в монографии В.В. Каминской и Д.Н. Решетова «Станины и корпусные детали станков» (1960 г.). Контактная жесткость прецизионных станков, вопросы технических расчетов с учетом контактных деформаций легли в основу книги «Контактная жесткость машин», 1971 г. (З.М. Левина, Д.Н. Решетов).

Большое значение для машиностроения имели работы ЭНИМСа по расчету и повышению прочности и долговечности станков и отдельных
его узлов и деталей с учетом переменных режимов рабочих нагрузок
(Р.М. Пратусевич) и динамических нагрузок при переходных процессах и прерывистом резании (Е.И. Ривин). В ЭНИМС был проведен многолетний цикл работ по экспериментальному исследованию характеристик прочности и долговечности зубчатых колес и других ответственных деталей
станков, подвергнутых различным видам упрочнения, позволивших выпустить рекомендации по рациональному выбору сталей и видов упрочнения, уточнить методики расчета деталей (Н.М. Лейбова,
А.С. Зотьева, А.Я. Новикова, Р.М. Пратусевич).

Большой комплекс работ по повышению износостойкости наиболее изнашиваемых деталей станков - направляющих, ходовых винтов, зубчатых колес, проводимых под руководством А.С. Лапидуса, позволило установить эффективность разных мероприятий по повышению долговечности, включая защитные устройства.

Переход на скоростное резание потребовал при создании новых быстроходных станков разработать расчет КПД с раздельным учетом потерь холостого хода механизма и нагрузочных потерь (Г.А. Левит).

В ЭНИМСе, начиная с довоенных лет проводились работы по выбору марок чугуна, стабилизации отливок, выбору марок стали, упрочнению деталей с помощью различных видов закалки, цементации, азотирования, выпускались марочники стали для ответственных деталей, применялись пластмассы, синтегран, внедрялись заменители дорогих и дефицитных марок цветных металлов. Руководили этими работами Е.М. Морозова,
Э.Д. Спивак, О.Ю. Коцюбинский.

Работы по динамике станков проводились в ЭНИМСе еще до войны. В середине 50-х годов теория вибрации станков получила новое развитие в работах В.А. Кудинова и его сотрудников. Методика динамического расчета устойчивости станков на стадии проектирования с привлечением аппарата теории автоматического регулирования была изложена в монографии «Динамика станков» (1967 г.), получившая широкую известность у нас и за рубежом.

В ЭНИМСе разработаны автоматические линии из агрегатных станков для крупносерийного и массового производства.

Выделение из состава ЭНИМС в самостоятельные организации: СКБ-1 по проектированию агрегатных и специальных станков (1946 г.) и СКБ-6 по проектированию автоматических линий (1950 г.).

Создание первого в мире завода-автомата по производству автомобильных поршней (г. Ульяновск). Группе разработчиков - сотрудников ЭНИМС под руководством В.И. Дикушина и
А.П. Владзиевского присуждена Государственная премия 1-ой степени.

Создание автоматических цехов по выпуску массовых серий подшипников качения на ГПЗ-1 (Ленинская премия). В число лауреатов вошли сотрудники ЭНИМС В.П. Бобров, С.Н. Власов, Я.С. Соловейчик.

Разработка теоретических основ расчета и нарезания конических колес (В.Н. Кедринский) и создание зуборезных и зубошлифовальных станков
для обработки зубчатых колес с круговым зубом. За эту работу
В.Н. Кедринскому, Д.А. Захарьеву, Д.А. Загрязкину и А.А. Барсукову присуждена Ленинская премия (1958 г.).

Создание станков с ЧПУ для комплексной автоматизации мелкосерийного и серийного производства («Гран-при» в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе за первый в мире станок с ЧПУ). Основой создания первых станков с ЧПУ явилась разработка и внедрение в промышленность электрических шаговых двигателей, управляемых устройствами ЧПУ на базе полупроводниковых элементов. Эта работа была отмечена Государственной премией СССР (1968 г.); в числе ее лауреатов - руководитель работ по созданию первых отечественных станков с ЧПУ
В.Г. Зусман и В.А. Ратмиров. Дальнейшим развитием явилось создание автоматизированных участков из станков с ЧПУ, управляемых от ЭВМ, для мелкосерийной обработки тел вращения (АУ-1) и корпусных деталей (АП) (1970 г. Л.Н. Грачев, С.С. Черников).

Для повышения точности и виброустойчивости станков в ЭНИМСе был проведен комплекс работ по расчету и оптимизации конструкции шпиндельных узлов на быстроходных подшипниках качения, разработан типаж и освоен выпуск новых видов особо точных шпиндельных подшипников (А.М. Фигатнер). Разработан расчет и рекомендации по конструированию шпиндельных гидродинамических подшипников, включая температурный расчет многоклиновых подшипников; разработаны основы конструирования и расчета гидростатических подшипников для шпинделей, требующих особо точного вращения (Ю.Н. Соколов).

Под руководством Г.А. Левита осуществлен цикл работ по проектированию, расчету и внедрения в промышленность гидростатических направляющих в тяжелых, прецизионных и уникальных станках.

На основе теории газовой смазки (С.М. Шейнберг) были разработаны расчет, методики проектирования и создание типовых конструкций шпинделей с аэростатическими опорами, направляющих на воздушной смазке (В.П. Жедь, М.Д.Шишеев).